ЛЮДИ И СМЫСЛЫ:
Сюжет в современной
коммуникации
Сергей
Кузнецов
Основатель SKCG
————————
Главный спикер мероприятия

Уже второй раз мы проводим конференцию «Люди и смыслы», целью которой является построение отсутствующей до сих пор в России связки между гуманитарной наукой и всем корпусом наук маркетинга.

Это очень важная история. С одной стороны, маркетологи — это люди, которые сильно влияют на общество и окружающий мир, с другой стороны — им не хватает знаний про науки, которые в этом мире существуют. Иногда кажется, что это какая-то волшебная палочка, если они сейчас узнают про то, что открыли 50 лет назад семиотики, и им открылись волшебные пути, благодаря им они достигли больших результатов, иногда наоборот, но, тем не менее, это важные знания, которые могут пригодиться.

С другой стороны, как ни смешно, маркетологам иногда не хватает какой-то рефлексии по поводу того, чем они заняты. Часто человек, занимающийся коммуникацией и маркетингом, стоит в особенной позиции. Нам кажется, что такой позиции никогда не было, что маркетолог — это новое явление XX века, но на самом деле это, конечно, не так. Человек, который занимается коммуникацией, существовал всегда. Это человек, который выстраивал связи, он мог быть переговорщиком во время войны, человеком, который помогал что-то продавать, быть купцом, который ехал и хвалил свой товар, — в общем, это было всегда.

И тут возникает область деятельности людей, которых мы понимаем как людей искусства. Особенно это заметно в кино, когда люди, которые начинали с клипов, стали массово мигрировать в кинорежиссеры. Мы знаем примеры из литературы, когда люди начинали в рекламе, а потом становились писателями: Бегбедер, например. Это не случайно.

Люди, занятые рекламой, маркетингом, коммуникацией, и люди, занятые тем, что называют словом «творчество», а на самом деле скорее должно называться словом entertainment (развлечение), заняты на самом деле одним и тем же — они выстраивают коммуникацию с публикой: в кино, телевизоре, литературе, современном искусстве, а маркетологи используют рекламный ролик. Но по сути меседж и инструментарий один и тот же. Если публике скучно от рекламы, то эта реклама не работает. Если публике скучно в кино — публика не идет в кино.

Поэтому мы решили сделать конференцию, посвященную одному из главных инструментов, которые есть у людей в индустрии развлечений — это построение сюжета коммуникации. Выстраивание сюжета — это интересная и крайне актуальная вещь.

Мы собрали людей, которые, с одной стороны, хорошо чувствуют рекламный нерв, а с другой стороны, хорошо понимают сюжет.

Мы позвали выступать писателя Дмитрия Глуховского, автора романа «Метро 2033». Он по-прежнему остается достаточно увлекательным, остросюжетным романом. Его последняя книга получила не только читательское призвание, но и хорошие отзывы критиков. И мы знаем, что вокруг «Метро» возникла целая вселенная — это редкий случай для русского писателя.

Мы пригласили одного из известных русских сценаристов сериалов — Елену Ванину. Поговорим с ней про то, как работает современный сериал, чем отличается сюжетная коммуникация сериала, коммуникация традиционного фильма, если она отличается.

Мы позвали уже второй раз Юру Сапрыкина — теоретика культуры, а также большого практика культуры, поговорить с ним о сюжете в истории русской поп-культуры.

Иными словами, постарались представить разные части современной индустрии развлечений, чтобы поговорить о том, каким образом она работает, выделив общий знаменатель, — в этот раз мы выбрали то, как работать над сюжетом и как понимать, что такое сюжет.

Дмитрий
Глуховский

Биография: Российский писатель и журналист, автор романов-антиутопий «Метро 2033», «Метро 2034», «Метро 2035», «Будущее», «Сумерки», «Рассказы о Родине». Создатель книжной серии «Вселенная Метро 2033». Радиоведущий, колумнист, военный корреспондент. Провел первый в мире прямой телерепортаж c Северного Полюса в июле 2007 года.


Доклад: Дмитрий расскажет о своем опыте работы с сюжетом в литературе и о том, как сюжет взаимодействует с миром.

Юрий
Сапрыкин

Биография:российский журналист и культуролог, руководитель проекта «Полка», бывший главный редактор журнала «Афиша».


Доклад: Юрий расскажет об истории русской поп-культуры как о некотором сюжете в развитии.

Елена
Ванина

Биография: Журналист и сценарист. Бывший заместитель главного редактора журнала «Афиша». Писала для журналов «Афиша», «Большой город», «Esquire», «Такие дела» и др.


Сценарист:

«Завтра»
«Квест»
«Лондонград»
«Оптимисты»
«Мифы о Москве


Доклад: «Сюжет в современном сериале»


Что такое современный сериал, почему уже много лет подряд сериалы называют «новыми романами»? Чем отличается повествование в сериалах и кино? Можно ли утверждать, что сериалы оказываются чуть ли не самой чуткой формой, реагирующей на общественные запросы и страхи? О чем и как рассказывают нам современные сериалы? Почему, даже рассказывая исторические сюжеты и далекие события, мы на самом деле пытаемся описать и понять себя нынешних? Из-за чего каждые несколько лет в сериалах меняется форма и типы повествования, сюжеты, герои? Влияет ли время и окружающие события на эти изменения? Во всем этом мы попытаемся разобраться, проанализировав несколько десятков самых разных современных сериалов, одни из которых стали хитами, другие по каким-то причинам прошли почти незаметно, третьи сразу перешли в разряд культовых.

Сергей
Кузнецов

Биография: в девяностые годы Сергей Кузнецов изучал семиотику под руководством Вячеслава Всеволодовича Иванова, переводил Сьюзен Зонтаг, входил в редколлегию «Художественного журнала» и преподавал культурологию на журфаке и психфаке РГГУ. В качестве журналиста он послужил прототипом одного из героев «Generation П» Виктора Пелевина — первого русского романа о рекламщиках. После года, проведенного в Стэнфорде как Knight Fellow, Сергей вернулся в Россию, где в 2003 году основал маркетинговое агентство SKCG — одно из ведущих независимых агентств России. Сергей — автор нескольких романов, переведенных на дюжину языков. По старой журналистской памяти он иногда пишет для российских и американских изданий — от InLiberty до The New York Times.


Доклад: Сергей Кузнецов расскажет о том, как возникла и развивалась наука нарратология. В том числе о том, что в этой области русским есть чем гордиться: одним из ее основоположников был русский ученый Владимир Пропп. Конечно, найдется место и для рассказа о любимце Оксимирона и Джорджа Лукаса — Джозефе Кэмпбелле с его «Тысячеликим героем», а также другим исследователям, от Цветана Тодорова до Умберто Эко. У собравшихся будет возможность обсудить, насколько эти теоретические знания могут быть полезны маркетологам в их ежедневной работе.