Уже второй раз мы проводим конференцию «Люди и смыслы», целью которой является построение отсутствующей до сих пор в России связки между гуманитарной наукой и всем корпусом наук маркетинга.
Это очень важная история. С одной стороны, маркетологи — это люди, которые сильно влияют на общество и окружающий мир, с другой стороны — им не хватает знаний про науки, которые в этом мире существуют. Иногда кажется, что это какая-то волшебная палочка, если они сейчас узнают про то, что открыли 50 лет назад семиотики, и им открылись волшебные пути, благодаря им они достигли больших результатов, иногда наоборот, но, тем не менее, это важные знания, которые могут пригодиться.
С другой стороны, как ни смешно, маркетологам иногда не хватает какой-то рефлексии по поводу того, чем они заняты. Часто человек, занимающийся коммуникацией и маркетингом, стоит в особенной позиции. Нам кажется, что такой позиции никогда не было, что маркетолог — это новое явление XX века, но на самом деле это, конечно, не так. Человек, который занимается коммуникацией, существовал всегда. Это человек, который выстраивал связи, он мог быть переговорщиком во время войны, человеком, который помогал что-то продавать, быть купцом, который ехал и хвалил свой товар, — в общем, это было всегда.
И тут возникает область деятельности людей, которых мы понимаем как людей искусства. Особенно это заметно в кино, когда люди, которые начинали с клипов, стали массово мигрировать в кинорежиссеры. Мы знаем примеры из литературы, когда люди начинали в рекламе, а потом становились писателями: Бегбедер, например. Это не случайно.
Поэтому мы решили сделать конференцию, посвященную одному из главных инструментов, которые есть у людей в индустрии развлечений — это построение сюжета коммуникации. Выстраивание сюжета — это интересная и крайне актуальная вещь.
Мы собрали людей, которые, с одной стороны, хорошо чувствуют рекламный нерв, а с другой стороны, хорошо понимают сюжет.
Мы позвали выступать писателя Дмитрия Глуховского, автора романа «Метро 2033». Он по-прежнему остается достаточно увлекательным, остросюжетным романом. Его последняя книга получила не только читательское призвание, но и хорошие отзывы критиков. И мы знаем, что вокруг «Метро» возникла целая вселенная — это редкий случай для русского писателя.
Мы пригласили одного из известных русских сценаристов сериалов — Елену Ванину. Поговорим с ней про то, как работает современный сериал, чем отличается сюжетная коммуникация сериала, коммуникация традиционного фильма, если она отличается.
Мы позвали уже второй раз Юру Сапрыкина — теоретика культуры, а также большого практика культуры, поговорить с ним о сюжете в истории русской поп-культуры.
Иными словами, постарались представить разные части современной индустрии развлечений, чтобы поговорить о том, каким образом она работает, выделив общий знаменатель, — в этот раз мы выбрали то, как работать над сюжетом и как понимать, что такое сюжет.